Выдающиеся руководители транспортного комплекса

Сиверс Яков Ефимович
(1731 - 1808)

Директор Департамента водяных коммуникаций
Главный директор водяных коммуникаций
28.02.1798 - 08.03.1800гг.
Граф, генерал-губернатор.
Учрежден «Департамент для произведения и правления всех дел по водяным в Империи коммуникациям». По инициативе Я.Сиверса в 1782 году был учрежден Корпус гидравликов для подготовки специалистов по гидротехническим работам. За его труды по проведению соединительного канала между Волховом и устьем р. Мсты император Александр I назвал этот канал Сиверсовым. В 1798г. за заслуги перед Россией возведен в графское достоинство.

Румянцев Николай Петрович
(1754 - 1826)

Главный директор водяных коммуникаций 21.08.1801- 18.04.1809гг.
Граф, Российский государственный деятель, дипломат. Председатель Государственного Совета.
Под его руководством началось изменение торгового законодательства, совершенствовался бюджет, улучшались водные пути сообщения, строились судоходные каналы. Завершено сооружение Огинского, Мариинского, Новгородского, Свирского, Сясьского, Тихвинского каналов. Улучшены условия судоходства на Двине, Волхове, Буге, Дону, Цне, Немане, Днепре. Департамент начал обучение специалистов в Англии и во Франции. В 1815 - 1818 отправил на свой счет экспедицию на корабле "Рюрик", для отыскания северо-восточного морского пути.
В 1807 - 1809гг. назначен министром иностранных дел, совмещая должности. В 1809 году возведен в канцлеры. 1810 — 1812 председатель Государственного Совета.
Румянцев - меценат и коллекционер. Собрал большую библиотеку, коллекцию рукописей, этнографических и нумизматических материалов (Румянцевский музей). Библиотека послужила основой Государственной библиотеки им. Ленина, ныне Российской государственной библиотеки.

Голштейн-Ольденбургский Георгий Петрович
(1784 - 1812)

Главный директор Управления водяными и сухопутными сообщениями 18.04.1809-15.12.1812гг.
Принц, выдающийся государственный деятель.
В области управления учреждена Экспедиция дорог: водных путей, сухопутных путей, торговых портов. Все внутренние пути сообщения разделены на 10 округов, учрежден Совет управления и Корпус инженеров путей сообщения. Была укреплена Вышневолоцкая водная система, главнейшие порты Черного моря – Одесский и Очаковский, велись работы по сооружению Военно-Грузинской дороги.

Бетанкур Августин Августинович
(1758 - 1824)

Главный директор Управления водяными и сухопутными сообщениями и инспектор Института корпуса инженеров путей сообщения 01.04.1819- 02.08.1822гг.
Выдающийся государственный деятель. Ученый, инженер-механик, генерал-лейтенант. Организовал и возглавил Комитет по делам строений и гидравлических работ в Петербурге. Проведено переоборудование Тульского оружейного завода с установкой паровых машин , построен в Казани литейный завод. Сооружена Экспедиция заготовления государственных бумаг в Петербурге (ныне фабрика Гознак), Манеж в Москве, перекрытый уникальными по ширине пролета (45метров) деревянными фермами. Выполнены дноуглубительные работы в порту Кронштадт, создана уникальная машина для очистки акватории Кронштадского морского порта. Приняты принципиально новые решения устройства арочной системы мостов в Туле, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове. По его инициативе и проекту в 1809 г. в Петербурге основан институт инженеров путей сообщения. Руководил технической частью строительства Исаакиевского собора.
С 20.09.1822г. должность руководителя ведомства стала именоваться «Главноуправляющий путями сообщения».
В 1833 г. в Управление ведомства путей сообщения из Министерства внутренних дел передана строительная часть гражданского ведомства, оно стало именоваться «Главным управлением путей сообщения и публичных зданий».

Толь Карл Федорович
(1777- 1842)

Главноуправляющий путями сообщений и публичными зданиями 01.10.1833- 23.04.1842гг.
Генерал-квартирмейстер, член Государственного Совета.
Все сухопутные дороги России были разделены на пять классов: дороги главных сообщений, государственные; дороги больших сообщений; дороги почтовых сообщений из губернии в губернию; дороги уездных торговых и почтовых сообщений; дороги сельские и полевые. Ведомство вело работы по строительству гражданских памятников – Исаакиевский собор, Храм Христа Спасителя. Были начаты реформы в институте: преподавание на русском языке, учеба за границей. Сооружена Царскосельская железная дорога. В 1837 году открыта первая железная дорога в России Санкт-Петербург - Павловск.

Мельников Павел Петрович
(1804-1880)

Главноуправляющий путями сообщений и публичных зданий 1862г., Первый министр путей сообщения России 1865- 1869гг.
Инженер-генерал, профессор, почетный член императорской академии наук, член Государственного Совета.
Основоположник железнодорожного дела в России, автор первой книги «О железных дорогах» (1835г.) Разработаны технические условия и нормы проектирования основных железнодорожных объектов. Введена колея 1524 мм. Автор проекта и строитель железнодорожной магистрали Санкт- Петербург – Москва, разработал проект железнодорожной сети России, сторонник развития отечественной промышленности. Развитие внутренних водных путей сообщения и строительство портов. Исследованы условия судоходства по рекам, начало широкого внедрения парового судоходства на важнейших речных системах России. 1841г. – возглавил экспедицию по изучению Волги, произведены проемы и сделано описание фарватера Волги от Твери до Астрахани. 1866г.- закончено строительство Ладожского канала, улучшилось судоходство по трем водным системам – Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. Строительство Рижского, Одесского, Таганрогского, Астраханского портов на Балтийском, Черном и Каспийском морях.

Витте Сергей Юльевич
(1849-1915)

Министр путей сообщения 1892г., министр финансов 1893г., Председатель Совета Министров.
Граф, почетный член императорской академии наук.
Способствовал росту сети железных дорог, в последнее десятилетие XIX века было построено 23 тыс. км железных дорог. Активный сторонник строительства Великого Сибирского пути, обосновал выгодность строительства Китайско-Восточной железной дороги. Для организации торгового судоходства по Северному Морскому пути при его поддержке был построен ледокол "Ермак". 1895г. – инициировал создание Русско-Китайского банка, ратовал за выкуп частных дорог в государственную собственность и строительство новых за счет казны. Разработал теорию тарифов – «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». Автор Манифеста 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка». При проведении денежной реформы ввел золотой рубль, создал винную монополию, ставшую важным источником поступления средств в бюджет.

Хилков Михаил Иванович
(1834-1909)

Министр путей сообщения (1895-1905)
Действительный тайный советник, князь, член Государственного совета Российской империи, действительный член Российского автомобильного общества. один из первых руководителей автотранспортной отрасли России.
До 1895 г. был директором ряда российских железных дорог, а затем главным инспектором всех железных дорог России. Содействовал строительству Транссибирской магистрали, Китайско-Восточной железной дороги, Забайкальской, Кругобайкальской и Амурской железных дорог. В 1896г.  был учрежден  праздник  железнодорожников   и приурочен ко дню рождения императора Николая I, при котором началось строительство железных дорог в России.
« Государь Император  в ознаменование дня рождения Императора Николая I , державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподанейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора  Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М.Хилков».  
Был сподвижником автомобильного дела в России. В 1901 г. по его инициативе состоялся пробег трех автомобилей по Военно-Грузинской дороге из Владикавказа в Тифлис, за рулем одного из автомобилей находился сам Хилков.

 

Бонч-Бруевич Михаил Дмитриевич
(1870-1956)

Начальник Высшего геодезического управления ВСНХ СССР (1919-1923)
Генерал-лейтенант,  российский военачальник, доктор военных и технических наук.  В период войны 1914-1916гг.  - начальник штаба и главнокомандующий армиями Северного фронта. После Октябрьской революции начальник штаба Верховного Главнокомандующего, военный руководитель Высшего военного совета, начальник Полевого штаба РВСР.
Разработал проект, организовал и возглавил  Высшее геодезическое управление ВСНХ. В дальнейшем сформировал государственное техническое бюро «Аэросъемка». Проводил научные исследования в области военных наук, геодезии и аэрофотосъемки.

Баранов Петр Ионович
(1892-1933)

Видный государственный и военный деятель. Член ВЦИК и ЦИК СССР, член Президиума ВСНХ СССР. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, военными орденами Хорезмской и Бухарской республик.
С августа 1923г. – заместитель, а с декабря 1924г. – начальник ВВС РККА, член Реввоенсовета СССР, начальник Всесоюзного авиационного объединения, руководитель Совета по гражданской авиации (1924-1931гг.) С 1932г. - нарком тяжелой промышленности и начальник главного управления авиационной промышленности НКТП. При его непосредственном участии были разработаны первые основополагающие документы, осуществлены крупные меры по созданию материально-технической базы гражданской авиации, подготовке кадров, открытию внутренних и международных авиалиний.
Его именем названы Центральный институт авиационного моторостроения и Омское мотостроительное производственное объединение.

Каганович Лазарь Моисеевич
(1893 – 1991)

Нарком путей сообщения СССР 28.02-1935 – 1937, 1938- 1942, 1943- 1944гг.
Герой Социалистического Труда.
1934г. – возглавил транспортную комиссию ЦК ВКП(б) и Совнаркома. В этот период введен общесетевой график движения поездов, единое расписание и Устав железных дорог СССР. Выполнение графика движения стало законом работы. Построены паровозы Сок, ИС, электровоз ВЛ22, стали применяться путеукладочные краны, началась электрификация железных дорог.
1935г. – вступила в эксплуатацию первая очередь Московского метрополитена, установлено ежегодное празднование Дня железнодорожника. 1944г. – заместитель Председателя Совнаркома СССР, заместитель председателя Транспортной комиссии при Совете Министров СССР. 1947г. – Первый секретарь ЦК КП(б) Украины. 1953-1957гг.- заместитель Председателя Совета министров СССР.

Лихачев Иван Алексеевич
(1896-1956)

Нарком машиностроения СССР 1939г.
Министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. 1953-1956гг.
Видный государственный деятель. 1926 –1950гг.- директор Московского автомобильного завода.
Талантливый организатор, сумел собрать талантливых конструкторов, модернизировать производство. При его руководстве кардинально модернизировано производство на заводе, начат выпуск новых моделей грузовиков, впервые в СССР организован конвейерный способ сборки машин.

Жаворонков Семен Федорович
(1899-1967)

Маршал авиации. Начальник ГУ ГВФ 1949-1957гг.
Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова I степени, орденом Кутузова II степени, орденом Нахимова I степени, орденом Трудового Красного Знамени.
С 1933г.- командир и комиссар авиационной группы Черноморского флота, с 1938-1939 г. – командующий ВВС Тихоокеанского флота. Участник Гражданской и Великой Отечественной войны. Внес большой вклад в развитие гражданской авиации в послевоенный период, в создание и освоение реактивной техники. Впервые в мире был построен и принят в эксплуатацию реактивный пассажирский лайнер ТУ-104. Организовал развитие наземной базы ГВФ, строительство новых аэропортов, открытие новых авиалиний. Развернута подготовка летных и инженерно-технических кадров для освоения реактивной техники. Укреплялось международное сотрудничество.

Бакаев Виктор Георгиевич
(1902- 1987)

Министр морского флота СССР 1954 – 1970гг.
Награжден тремя орденами Ленина. Доктор технических наук.
В 1945-1952 заместитель, в 1952-1953 первый заместитель министра морского флота СССР. В 1953 первый заместитель министра морского и речного флота СССР. В 1953-1954 заместитель председателя Бюро по транспорту и связи при Совете Министров СССР.
Работал в системе Централизованного морского управления Наркомата путей сообщения, Наркомата водного транспорта. 1943-1945гг. уполномоченный ГКО и Наркомфлота по выгрузке грузов в Мурманском порту.
Осуществлено оснащение морского флота СССР новыми кораблями, внедрены новейшие технологии в эксплуатации, значительно укреплена материальная база флота.

Бещев Борис Павлович
(1903- 1981)

Министр путей сообщения СССР 05.06.1948 - 14.01.1977гг.
Герой Социалистического Труда. Награжден семью орденами Ленина.
1937г.- начальник Орджоникидзевской железной дороги; 1940г. -начальник Октябрьской железной дороги. 1942-1944гг. – начальник Куйбышевской железной дороги. В период Великой Отечественной войны уполномоченный НКПС по Ленинградскому фронту. Возглавил реализацию широкой программы по реконструкции железнодорожного транспорта, перевод на электрическую и тепловозную тягу. Магистральные линии оборудовались автоблокировкой и диспетчерской централизацией. Начата разработка и внедрение АСУЖТ. Эксплуатационная длина сети железных дорог СССР увеличилась на 23,3 тысячи километров, развернутая, с учетом вторых путей на 40 тысяч километров. Сооружены основные типы тягового и подвижного состава. Начато строительство БАМа.

Шашков Зосима Алексеевич
(1905-1984)

Первый нарком речного флота СССР.
1937- 1938 гг.- директор Горьковского института инженеров водного транспорта. 1938-1939 гг. - заместитель наркома водного транспорта СССР; 1939-1946 гг. - народный комиссар речного флота СССР; 1946-1953 гг. – министр речного флота СССР; 1956- 1954 гг. – министр морского и речного флота СССР; 1956-1960 гг.- министр речного флота РСФСР.
Генерал - директор речного флота СССР. Выдающийся государственный деятель, видный ученый и педагог, внесший значительный вклад в развитие отечественного водного транспорта. Профессор, кандидат технических наук.
Провёл большую работу по организации эвакуации флота, воинских оперативных и снабженческих перевозок речным транспортом. В период Сталинградской битвы 1941 - 1943гг., являясь уполномоченным ГКО, лично руководил работой речников по обеспечению войск в Сталинграде. Автор более 50 научных трудов, учебника для вузов "Общий курс внутреннего водного транспорта".

Ширшов Петр Петрович
(1905- 1953)

Нарком морского флота СССР 1942 - 1946гг. Министр морского флота СССР 1946 – 1948гг.
Академик АН СССР, Герой Советского союза. Известный полярный гидрограф. Участник экспедиции на «Челюскине» 1933-1934гг., дрейфующей полярной станции «СП-1».
При его руководстве эвакуационные перевозки морем в годы Великой Отечественной войны достигли огромных размеров. За июль-август 1941г. из Одессы, Херсона, Николаева транспортные суда вывезли в порты Азовского моря, Поти и Новороссийска 274 тыс.т промышленного оборудования и других грузов, сотни тысяч гражданского населения. Организатор и директор с 1946г. института океанологии АН СССР.
Основные труды по исследованию планктона полярных морей. Доказал ошибочность гипотезы о безжизненности Северного Ледовитого океана в высоких широтах, обнаружил ряд закономерностей распространения тёплых вод из Северной Атлантики в глубь Арктического бассейна. Он создал новые представления о происхождении глубинных арктических вод, взаимодействии водных масс океана, структуры нансеновского поверхностного слоя, развитии жизни подо льдом, геоморфологии донных осадков Полярного бассейна.

Логинов Евгений Федорович
(1907-1970)

Маршал авиации. Начальник ГУ ГВФ 1959-1964гг.
Министр гражданской авиации СССР 1964-1970гг. Заслуженный пилот СССР. Награжден четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-ой степени, орденом Кутузова 1-ой степени, орденом Александра Невского, орденом Красной Звезды.
В армии с 1926г., участник Великой Отечественной войны. Командир авиакорпуса дальнего действия. С 1954-1959г. -заместитель Главкома ВВС и Генеральный инспектор Главной инспекции . За годы его работы в отрасли продолжалось интенсивное освоение реактивной авиатехники. Большое развитие получила сеть авиалиний по стране и международные линии, строительство аэропортов, оснащение их новыми радио и светотехническими средствами. Резко возросли объемы авиаперевозок в народном хозяйстве. Объем пассажирских перевозок достиг 71 млн. человек, обработка площадей в сельском хозяйстве и лесничестве достигла 83 млн.га. Отрасль была награждена орденом Ленина.

Кучкин Сергей Андреевич
(1910-1981)

Министр речного флота РСФСР 1960-1978гг.
Крупный организатор развития речного флота Российской Федерации. Начальник Бельского, Волжского нефтеналивного завода, заместитель начальника Нижне-Волжского речного пароходства, начальник Волжского объединенного речного пароходства. 1947-го по 1954-й годы начальник специализированного пароходства "Волготанкер". Внедрил систему очистки судов от остатков нефтепродуктов. Внес большой вклад в строительство Волго-Балтийского водного пути, создание Рыбинского, Горьковского, Куйбышевского и Волгоградского гидроузлов.
Вице-президент постоянной международной ассоциации конгрессов по судоходству, внес значительный вклад в развитие дружественных связей между работниками водного транспорта многих стран.

Трубицын Евгений Георгиевич
(1911-1986)

Министр автомобильного транспорта РСФСР 1969-1983гг.
Герой Социалистического Труда. Награжден четырьмя орденами Ленина, Орденом Октябрьской революции, Дружбы народов, Трудового Красного знамени.
В годы Великой Отечественной войны работал на Томской железной дороге, находился в рядах действующей армии в звании генерал-директор тяги 2-ого ранга. В послевоенные годы возглавлял ряд железных дорог. С 1961г.- на партийной работе. С 1969- министр автомобильного транспорта. Внес большой вклад в развитие автомобильного транспорта общего пользования. Был принят Устав автомобильного транспорта, ряд основополагающих документов. Утверждены Правила перевозки грузов, пассажиров и багажа. Явился инициатором учреждения профессионального праздника – День работников автомобильного транспорта.
Имя Е.Г.Трубицына носит Смоленский автотранспортный колледж.

 

Николаев Алексей Александрович
(1914-1987)

Министр автомобильных дорог РСФСР 1969-1985гг.
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Орденом Октябрьской революции.
Депутат Верховного Совета РСФСР.
С 1961-1969г. Первый заместитель министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. При его руководстве совершен прорыв в создании в РСФСР современной сети автомобильных дорог. Получили развитие региональные автодороги.
Имя А.А. Николаева носит Московский автомобильно-дорожный колледж.