Пол Пристман
основатель и директор
«Priestmangoode»

Дизайн в сердце транспортного машиностроения

Одним из пунктов повестки дня международного форума «Транспорт России - 2012» станет транспортный дизайн. В дискуссиях главного делового события отрасли эта тематика ранее не обсуждалась.

В разговорах о развитии транспортного рынка в России – в рамках форума и за его пределами - приоритет справедливо отдается экономическим и инфраструктурным факторам. При этом проблематика транспортного дизайна зачастую остается за скобками.
Форум «Транспорт России - 2012» постарается восполнить этот пробел. Пол Пристман, один из крупнейших мировых экспертов в области промышленного и транспортного дизайна, расскажет на форуме о том, какую роль играет дизайн в развитии рынка транспортных услуг, и представит ряд революционных идей о том, как может выглядеть поезд XXI века и как пересадка пассажиров может осуществляться без остановки транспортных средств.

Некоторые мысли на этот счет Пол изложил в интервью программному комитету форума накануне его проведения.

Многие люди связывают понятие «дизайн» исключительно с такими вещами как одежда, электронные устройства или мебель, то есть со всем тем, что имеет относительно небольшие размеры и чаще всего предназначено для личного использования. А когда мы говорим о чем-то большом (например, о поездах), дизайн — пожалуй, последнее, что приходит в голову. Вероятно, это происходит потому, что поездами пользуется много человек одновременно, и большинство из нас не ездят на них каждый день. Как вы считаете, изменится ли такое отношение к поездам в ближайшем будущем?

Думаю, этот вопрос — лишь малая часть дискуссии о роли дизайна. Большинство людей просто не осознают того важного факта, что дизайн является частью всего, что нас окружает, он оказывает непосредственное влияние на нашу повседневную жизнь. Можно утверждать, что хороший дизайн — тот, которого не замечаешь: благодаря ему все работает правильно, именно так, как и должно в этой ситуации, он не приковывает к себе внимание, а помогает сделать жизнь проще.

Над всем, что вы видите или используете, к чему прикасаетесь в течение дня, работали дизайнеры: над будильниками, выключателями, кофеварками, автобусами и всем остальным. Думаю, понимание того, что поезд тоже является объектом дизайнерской работы, придет постепенно, по мере признания ценности и роли дизайна в нашей жизни.

Говоря об ассоциациях — первое впечатление о путешествии на поезде, безусловно, складывается еще на вокзале. Однако во многих городах мира вокзалы выглядят довольно старомодно, особенно если сравнивать их с аэропортами. Возможно, следует в первую очередь уделить больше внимания вокзалам, сделать их привлекательнее и удобнее?

Не думаю, что вокзалы — главная проблема. Специалисты компании Priestmangoode работали над множеством проектов по созданию высокоскоростных железных дорог в разных странах мира и на личном опыте убедились в различиях существующих систем и инфраструктуры.

Правительства во всем мире тратят миллиарды, пытаясь построить железные дороги стандарта XXI века на базе инфраструктуры, изобретенной в XIX веке еще для паровозов, центральным элементом которой являются вокзалы. Необходимо найти новый подход к созданию инфраструктуры и построить комплексную железнодорожную сеть, элементы которой на местном и глобальном уровне будут связаны между собой.

В прошлом году наша команда разработала концепцию «движущихся платформ». Это полностью интегрированная железнодорожная система, принцип работы которой заключается в стыковке городских трамваев со скоростными поездами, идущими без остановок, благодаря чему пассажиры могут путешествовать от остановки возле дома до пункта назначения (даже если он в другой стране), не сходя с поезда.

Реализовать эту идею будет непросто, но если мы действительно хотим, чтобы скоростные железные дороги доказали свою эффективность и изменили подход к путешествиям, обязательным условием является совместимость инфраструктуры с новыми технологиями и устранение препятствий, которые она может создать. Инфраструктура должна обеспечивать быструю и комфортную доставку пассажиров в пункт назначения.

Каким вы видите поезд будущего? Двухэтажным, обладающим сверхаэродинамичным, обтекаемым корпусом, маневренным? Или это представление далеко от вашего?

Некоторые черты поезду будущего необходимо придать из практических соображений. Второй этаж повышает его вместимость, что очень важно в свете увеличения количества пассажиров и постоянного демографического роста в целом. Поезду не обойтись без обтекаемого аэродинамичного корпуса, учитывая высокую скорость его передвижения.

Думаю, для дизайнера, работающего над транспортным средством, важно не поддаваться «веяниям моды». Специалисты компании Priestmangoode создают поезда, которые будут эксплуатироваться в течение 50 лет. Если мы сделаем их похожими на последние модели автомобилей, очень скоро они станут казаться устаревшими. Мы стараемся избегать использования популярных представлений о будущем.

Вы когда-нибудь путешествовали на поезде по России? Если да, то какие изменения в дизайн поездов вы посоветовали бы внести, чтобы улучшить их работу?

Несколько лет назад я совершил поездку по России с компанией «Транссибирский экспресс». Она напомнила о тех старых добрых временах, когда путешествие на поезде воспринималось как настоящее приключение. Думаю, сейчас эта традиция во многом утрачена, преимущественно в силу того, что люди привыкли к авиаперевозкам. Мне бы очень хотелось вернуть радостное волнение в предвкушении путешествия тем, кто решил совершить поездку по железной дороге. Проще говоря, если мы хотим, чтобы пассажиры перестали отдавать предпочтение автомобилям и самолетам, необходимо создать хорошо продуманные поезда на базе удобной интегрированной инфраструктуры, обеспечивающие надежность и доступность услуг перевозки. И этот день уже близок.

Фотоснимки предоставлены компанией Priestmangoode